/ Этапы предпосевной подготовки техники: ключ к успешному началу весенних работ

Этапы предпосевной подготовки техники: ключ к успешному началу весенних работ

25 Февраля 2024

Конец зимы – время для подготовки техники к весенне-полевым работам. Это крайне ответственное мероприятие, ведь от него зависит урожайность в грядущем сезоне. Нужно учитывать, что правила проведения ТО сельскохозяйственных машин имеют свои особенности.

Цель и значимость этапов предпосевной подготовки

На стадии подготовки технических средств решают 2 задачи:

  1. Обеспечивают работоспособность оборудования согласно паспортных характеристик. С этой целью, например, устраняют повреждения, производят заточку дисков борон и т.д.
  2. Сводят к минимуму вероятность поломки и длительного простоя техники. В сельском хозяйстве время – ценнейший ресурс, особенно в весенний период и во время сбора урожая. Простой из-за неисправности машин и орудий может привести к потере всего сезона, поэтому они должны быть максимально надежными. Необходимо подготовить запчасти для ремонта и обслуживания сельхозтехники, а саму ее – привести в идеальное состояние.

Очистка и осмотр техники

На первом этапе проводят следующие мероприятия:

  1. Удаляют опоры и подставки, передают их на склад. Машины устанавливаются на подставки с целью избежания последствий от постоянной нагрузки в неизменном положении и прогибов под весом снега.
  2. Проводят очистку оборудования от консервационных материалов – бензинобитумных составов, восковых дисперсий, пластичных смазок и т.д.
  3. Принимают со склада и устанавливают на место генераторы, приводные ремни, аккумуляторы, приборы освещения и прочие элементы, требующие особых условий хранения.
  4. Открывают закрытые на зиму отверстия воздухозаборников и выхлопных систем (защита от дождя и снега).

Собранные машины подвергают визуальному осмотру.

Проверка наличия повреждений и износа

В процессе осмотра обращают внимание на следующее:

  1. Наличие чрезмерных деформаций у рам орудий.
  2. Состояние лезвий. Допускается не более 3 смятий длиной до 15 мм и глубиной до 1,5 мм.
  3. Состояние резиновых элементов (проверяют на целостность и эластичность).
  4. Состояние отвалов плуга. Не допускаются износ полевого обреза груди до выступания башмака и сквозное протирание или излом крыла.
  5. Состояние заднего конца полевых досок плуга. Допускается износ до 80 мм по ширине и до 5мм по толщине.
  6. Положение башмака плуга. Не допускается выступание за полевой обрез отвала и лемеха.
  7. Крепежные элементы. Головки не должны выступать над рабочей поверхностью почвообрабатывающих орудий, а утопать могут не глубже, чем на 1 мм.
  8. Состояние рабочих поверхностей лемехов и отвалов, других рабочих органов орудий. Не допускается наличие коррозии.
  9. Характер вращения дисков и катков. Исправные элементы вращаются свободно, без заеданий и качаний.
  10. Состояние разбрасывающих устройств машин для внесения удобрений. Все лопатки должны быть в наличии, не иметь потертостей и свободно регулироваться по длине/углу.
  11. Состояние шин. Длина окружности поперечного сечения у колес на одной оси должна быть одинаковой (проверяют шаблоном или измеряют рулеткой) и находиться в заданных пределах (зависит от вида техники).
  12. Крепление дисков колес к фланцам ступиц. Болты должны быть плотно затянуты (рекомендуемый момент – 35-50 Нм).
  13. Крепление рычагов и амортизаторов колесных подвесок, центробежных дисков, несущих конструкций бункера и редуктора (проверяют момент затяжки).
  14. Целостность загортачей посевных машин.

Все полости проверяют на предмет отсутствия мусора, грызунов, птичьих гнезд и т.п. Также осматривают места возможных утечек масла, топлива и других жидкостей.

Техническое обслуживание

С трактора снимают утеплительный чехол, защищающий двигатель зимой от застывания. Данный элемент отправляют на склад.

Далее включают радиатор смазочной системы. На зиму его отключают за ненадобностью – низкая температура на улице обеспечивает нормальный температурный режим без дополнительных мер.

Предпусковой подогреватель двигателя, наоборот, выключают. Винт сезонной регулировки поворачивают так, чтобы он указывал на литеру «Л» (лето).

Замена масла и фильтров

Замену масла положено производить по окончании сезона или выработки определенного количества моточасов (указывается в паспорте трактора). Но если осенью этого не сделали, следует залить новый состав сейчас.

Бумажные фильтры меняют на новые, сеточные – извлекают и промывают в керосине, после чего возвращают на место.

Проверка технических жидкостей

С помощью аэрометра определяют плотность электролита в аккумуляторе. Не делайте этого сразу после:

  • интенсивной зарядки батареи;
  • долива воды;
  • включения стартера.

Между любым из этих событий и измерением должно пройти 2-3 часа. Оптимальная плотность серной кислоты в летний период около 1,25 г/куб. см.

Систему охлаждения проверяют на наличие достаточного количества воды и присутствие накипи. Если последняя имеется, воду сливают и убирают отложения раствором кальцинированной соды и керосина (100 г и 50 г соответственно на 1 л воды).

Смазка и регулировка механизмов

Подшипники со смазочными ниппелями положено смазывать каждые 100 моточасов. Также регулярно смазывают стойки дисковой бороны, если это предусмотрено конструкцией (периодичность прописана в паспорте агрегата).

Регулировке подлежат:

  1. Просвет между лезвиями дисков и плоскостью регулировочной площадки (у дискаторов, дисковых борон и лущильников). Оптимальное значение – до 6 мм.
  2. Интервал между дисками. В норме он одинаковый, с отклонением не более 8 мм.
  3. Выступание лемеха над отвалом. В норме – до 2 мм. Выступание отвала над лемехом или за него в сторону поля не допускается.
  4. Выступание лемеха за отвал в сторону поля. Для корпуса предельное значение составляет 5 мм, для предплужника – 3 мм.
  5. Зазоры на стыке лемеха с отвалом и груди отвала с крылом. Допускается до 1 мм.
  6. Зазоры между поверхностью площадки и лезвием лемеха, пяткой полевой доски. В норме – до 10 мм.
  7. Просвет между нижней точкой зубьев бороны и контрольно-регулировочной площадкой. В норме – 10 мм.
  8. Провисание цепочно-планчатых транспортеров. Под нагрузкой в 15-18 кг посредине цепи не должно превышать 10-15 мм.
  9. Параметры навозоразбрасывателей и машин для внесения минеральных удобрений. Максимальный прогиб приводных цепей – 8-10 мм, питающих транспортеров – 20 мм.
  10. Положение загортачей посевных машин. Их устанавливают под углом около 30°. Чем тяжелее почва – тем меньше наклон.

Устранение выявленных неисправностей

Самый простой вид ремонта – замена неисправных детали или узла на новые. Но такой подход обходится слишком дорого. Поэтому аграрии предпочитают по возможности восстанавливать поврежденные части машин.

В мастерской, где проводятся работы, необходимо создать комфортные условия. Здесь должно быть тепло и чисто, не допускается наличие сторонних деталей и механизмов. Слесари-ремонтники должны пройти инструктаж по технике безопасности. На случай возгорания оборудуют пожарный уголок.

Проверка работоспособности

Подготовка техники к весенне-полевым работам предполагает проверку работоспособности всех механизмов и рабочих органов. На этом этапе тестируют:

По результатам испытаний составляют акт о приеме в эксплуатацию. Подготовка техники к посевной и ее проверка проводятся в присутствии контролера, назначенного руководителем сельхозпредприятия (издает соответствующий приказ).

Подготовка к конкретным видам работ

Перед культивированием или боронением с применением дискового инструмента лезвия дисков затачивают с выпуклой стороны под углом 30° и при этом следят, чтобы толщина лезвия не превышала 0,5 мм.

Перед вспашкой производят заточку лезвий лемеха (с верхней не наплавленной стороны), их максимально допустимая толщина – 1 мм. Угол заточки – 15-23°.

Ножи дисковых плугов затачивают под углом 18-22°, предельная толщина кромки – 0,5 мм.

Подготовка техники к работе перед культивацией состоит в заточке лезвий рыхлительных лап со стороны рабочей поверхности под углом 15°.

Перед посевом настраивают частоту вращения вентиляторов посевных машин путем подачи масла из кабины трактора. Cовременная сельхозтехника развивает обороты:

  • при посеве стандартных семян – 4000-4200 об/мин;
  • мелких – 3200 об/мин.

Наклон загортача рекомендуется сделать таким, чтобы с почвой контактировала только отогнутая задняя часть. После ее износа угол уменьшают, так чтобы в дело вступила передняя отогнутая часть. Исключением являются тяжелые почвы: здесь обе части загортача должны работать одновременно.

Важно не забыть про запчасти для посевной техники: они должны присутствовать в достаточном количестве на складе или в мастерской. Также нужно быть готовым оперативно провести ремонт техники в полевых условиях.

Перед боронением пружинной бороной ее зубья устанавливают по ширине колеи.

Выводы

Правила обслуживания, хранения и предсезонной подготовки сельхозтехники и почвенных агрегатов прописаны в ГОСТ 7751 – 2009. Неукоснительное их соблюдение обеспечит высокие урожаи, долговечность машин, низкую себестоимость продукции и здоровое состояние поля. Рекомендуется использовать только качественные запчасти и материалы, чтобы обработка полей проходила без сучка без задоринки.

Возврат к списку