Транспортный аристократ (из журнала «Агрорынок»)
Кто из деловых людей не знает, что «за морем телушка – полушка, да рупь – перевоз»? В России этот «рупь» часто бьёт по карману хозяина без всяких телушек и морей. Перевоз чего бы то ни было является давней «чёрной дырой» не только из-за дорог, но и из-за несовершенства транспортных средств. Вспомните хотя бы «застойные» советские годы – сколько пропадало по обочинам дорог зерна, сена или чего другого – в зависимости от сезона, от того, что возят. Что-нибудь изменилось сегодня?
Изменилось! Но только там, где хозяин серьёзно относится к технике, используемой для транспортировки. Эту технику теперь можно купить – импортную, российские предприятия как производили примитивные тракторные прицепы, так и производят. Есть, правда, поиски в этом направлении, но рассчитан товар не на среднее хозяйство. В этих условиях «самое то» по цене/качеству - белорусский аналог немецких автоматизированных прицепов ПСС-15 - полуприцеп универсальный сельскохозяйственный, 15-тонный, имеющий и собственное название – «Боярин». Не думаю, что это в качестве запоздалой издёвки над аристократией, просто по уровню возможностей ПУС-15 отличается от других прицепов как богатая рессорная боярская повозка от крестьянской телеги.
Что умеет эта техника? Практически всё, что нужно полеводческому или животноводческому хозяйству от транспортировочной техники. Во время уборки трактора обычно простаивают, так ПУС-15 и агрегатируется именно с трактором 3-5 классов. Зерна берёт больше КамАЗа, транспортировочная скорость – 30 км/час, а главное, в отличие от самосвала, выгрузить зерно может в любое по высоте помещение – лишь бы прицеп прошёл в проём. Кузов не поднимается – зерно просто выталкивается из него движущейся вертикальной платформой. И вся разгрузка занимает не более 2 минут.
В хозяйствах животноводческого направления ПУС-15 – незаменимая вещь для перевозки сена или зелёной массы на силос. Тем же выталкивателем он оптимально припрессовывает зелёнку до той степени, когда она не теряет своих свойств, но в прицеп её помещается на 60% больше, чем в обычное, с постоянным объёмом, транспортное средство. Практически за один рейс вы делаете полтора – экономическая эффективность компенсирует разницу в цене с примитивной телегой уже в первый сезон использования. Если учесть, что один из самых известных западных аналогов – «Геркулес» берёт только 12 тонн, то преимущества белорусского варианта очевидны. Кроме того, из герметичного «Боярина» сжатое сено не станет «мягким покрытием» для дороги, а целиком доедет куда положено.
Прицеп «Боярин» также может применяться и в качестве разбрасывателя твердых органических удобрений. Механизм для разбрасывания по полю органики устроен таким образом, что вносимая субстанция разбрасывается мелкой фракцией. Если это навоз, то внесённый осенью или зимой, к посевной он вполне успевает перегореть.
Ещё одна функция «Боярина» - загрузка семян в сеялки. Прицеп может комплектоваться шнековым перегрузчиком зерна, который используется и для этой цели. «Боярин» обеспечивает загрузку зерна в сеялки и в полевых условиях.
Немаловажный вопрос – надёжность техники. Особенно для «Боярина», который по грузоподъёмности обходит даже западные аналоги. Как и многая другая современная белорусская техника, «Боярин» имеет импортные узлы. Именно для надёжности на нём стоит импортная гидравлика и подвеска – параболический тандем. Впрочем, это сегодня общая тенденция для мирового машиностроения – брать для своей техники узлы и агрегаты, которые лучше получаются у других производителей. Белорусские конструкторы правильно сделали, что ради не столь уж значительного снижения цены изделия не стали вымучивать собственные рессоры – с нашим металлом из этого, кроме проблем для покупателя, вряд ли что получилось бы. Зато дополнительные три тонны груза крестьяне оценят безусловно.
Кроме «Боярина» белорусские машиностроители предлагают и другие модели полуприцепов - самосвальные, специальные (для перевозки зелёной массы или рулонов сена), универсальные – для перевозки любых сельскохозяйственных грузов. В принципе каждое хозяйство может найти оптимальный для своих целей вариант. Всё это продаётся в Москве торговым домом «Лида-регион». Но ПУС-15 – это всё-таки новое слово в данном виде транспортных средств для всей территории СНГ, техника европейского уровня, за которой больше не нужно ездить в Европу. Настоящий аристократ среди прицепов.
А.И. Свиридов.