/ Запчасть – не напасть, или почему белорусы и в кризис не падают (из журнала «Нивы Зауралья»)

Запчасть – не напасть, или почему белорусы и в кризис не падают (из журнала «Нивы Зауралья»)

Сельхозмашиностроение Республики Беларусь в последние 20 лет держится и развивается потому, что сумело занять уникальную нишу: не стараясь «догнать и перегнать» мировых монстров, берёт от них необходимое, чтобы производить доступную по цене и приличную по качеству технику для бывших советских республик.

Взять хотя бы комбайн Лида-1300: тот же CASE устаревшей (для Запада) модели. Ну и что? Белорусы модернизировали, на уровне тюнинга подновили её, и комбайн, на котором неплохо поднялись европейские фермеры лет 20-30 назад, теперь поднимает их небогатых коллег из бывшего СССР. Та же история с сеялками, картофелекопателями, оборотными плугами и некоторой другой техникой, которая сегодня помогает сельскому хозяйству. Крестьяне, которые «распробовали» белорусскую технику, отзываются о ней вполне благожелательно и пока что другой для себя и не планируют. Потребителей продукции белорусских заводов становится всё больше – особенно в России.

И только одна проблема стоит между заводом и земледельцем: Беларусь теперь другое государство. А значит – таможня и все прочие издержки дезинтеграции. Случись что с белорусским комбайном, где брать запчасти? Хорошо, если он куплен у мощного дилера с огромным ассортиментом запчастей и постоянным их наличием на складе. А если нет нужной запчасти и у него? Он, конечно, закажет, привезут. Но оформление документов на растаможку одной отдельно взятой железяки стоит столько же, сколько и на растаможку целого комбайна. Представьте, во что обойдётся такая заказная запчасть. Да и сроки поставки иногда имеют решающее значение. Создать же собственную сеть с представителями и складами хотя бы по одному на 3-4 субъекта РФ не под силу не то, что белорусам – крупнейшие мировые производители на это за редким исключением не идут.

Белорусские заводы решили эту проблему созданием в Москве торгового дома «Лида-регион». Запчасти у него есть практически на любую белорусскую сельхозтехнику. Причём без лишних накруток, причиной которых обычно является не столько жадность дилера, сколько таможенные и транспортные издержки – если товар идёт малыми партиями, он, естественно, обходится дороже. У ТД «Лида-регион» и ассортимент обширнейший, и доставка в кратчайшие сроки. Не организуй они такого сервиса, на российском рынке белорусам ничего бы не светило, а без него сельхозмашиностроение республики, рассчитанное на поставку техники для всего СССР, скатилось бы до уровня местного производства.

Ещё одно средство поддержания на плаву целой отрасли – собственный конструкторский потенциал. Усовершенствовать комбайн CASE чем-то таким, чем его не усовершенствовали ещё сами немцы, весьма непросто. Но время от времени белорусским конструкторам удаётся найти и устранить слабое место как в импортной (по происхождению), так и в полностью отечественной технике. К примеру, у картофелекопателей КТН-2ВМ, КСТ-1,4М и копателя лука КЛ-1,4 с недавних пор транспортёры выпускаются с прорезиненными прутками. Казалось бы, не бог весть какое усовершенствование, но выяснилось, что сохранность продукции при этом повышается радикально. То, что раньше крестьянин вынужден был выбрасывать как брак, потерю урожая, теперь идёт на продажу. У кого уже есть белорусские КТН-2В, КСТ-1,4 и КЛ-1,4 прежней модификации, может купить и поставить просто новый транспортёр с прорезиненными прутками на свою технику – всё равно рано или поздно менять его придётся.

Как это нередко бывает не только в сельхозмашиностроении, но и в других сферах, вместо оригинальной запчасти есть риск купить «кооперативную». Как только что-то становится популярным и востребованным (а именно к такому статусу, судя по динамике продаж, движется белорусская техника в России), неизбежно находятся желающие подзаработать на этом процессе. Не думаю, что в России нет умельцев, способных изготовить запчасть, ничем не отличающуюся от произведённой в Беларуси. Среди российских сельмашей есть предприятия с достаточной технической базой, чтобы наладить и более серьёзное производство. Мне, например, случалось покупать волговские коммутаторы кустарного производства – а это всё-таки электроника, посложнее какого-нибудь лемеха. Некоторые из них даже работали определённое время. Проблема в том, что белорусы начали плотно сотрудничать с европейскими производителями сельхозтехники и часть запчастей идёт к ним из Европы. А там качество металла, на которое наша металлургия почему-то стала не способна. То есть, по форме деталь, изготовленная не в белорусском, а в российском запупеевске, может соответствовать оригиналу полностью, до микрона. Но если с нагрузкой не повезёт, ваш агрегат может подвести в самое неподходящее время. Поэтому лучше всё-таки брать у белорусов, но в Москве.

Возврат к списку